💥ВРЕМЯ НЕ ЖДЁТ
В этом году во Вриндаване у меня состоялся разговор с одной вайшнави, которая рассказывала о том, как у нее на руках умирала старшая преданная. Смерть застигла ее врасплох, душа ее растерялась и смутилась, хотя в руках были четки.
Чем страшна смерть?
Страх этот обычно имеет четыре причины.
1. Боль расставания с тем, что привыкли считать своим — я разлучаюсь со своим телом и оставляю позади все, что ему принадлежит – «мой» статус, «мое» богатство, «моих» близких. Страшно.
2. Сожаление об утраченных возможностях и несбывшихся планах. Кришна дал нам силы и таланты, но мы не делали самого главного, а тратили драгоценное время на пустяки. Раз за разом Он предоставлял нам новые возможности исправиться, вырвать из сердца зависть и вожделение – все, больше уже ничего не сделаешь и ничего не исправишь. Страшно.
3. Разлука с дорогими нам людьми, родными, друзьями, теми, к кому мы привязаны – окончательная и бесповоротная. Страшно.
4. Неизвестность. Мы не знаем, куда попадем и что нас ждет. Нас просто вышвыривают из тела. Очень страшно. Страх неизвестности сильнее всего.
Оба наших главных писания предназначены для того, чтобы избавить нас от страха. Гита – это лекарство от страха перед жизнью, перед духовной битвой, в которую нам предстоит вступить. Бхагаватам – это лекарство от самого большого страха – страха перед неизвестностью смерти.
У Махараджи Парикшита не было страха,
1. потому что он понял, что ему в этом мире никогда ничего не принадлежало, и даже тело не принадлежит ему;
2. потому что он полностью воспользовался самой важной возможностью, предоставленной ему в этом мире, – возможностью слушать рассказы о Кришне;
3. потому что он был уверен, что скоро увидит самых близких в мире людей – преданных Кришны, Арджуну, Юдхиштхиру, Бхиму, Кунти;
4. и, самое главное, потому что он знал, куда попадет. Он знал, что через три дня увидит Кришну, потому что стал бессмертным, отведав Кришна-катхамриты.
Это последнее условие – уверенность в нашем посмертном назначении – главная причина отсутствия страха в момент смерти.
Шастра предельно ясна. Если мы хотим научиться служить Кришне, есть только один способ медитации – медитация на святое имя, подкрепленная Кришна-катхой – историями и молитвами из Шримад-Бхагаватам. Все остальные формы медитации вырастают из медитации на звук святого имени.
Шрила Прабхупада дал нам сочную траву святого имени и Кришна-катхи. Но вкусовые пристрастия так быстро не уходят, вкус к испражнениям по-прежнему силен, мы обильно заедаем ими строго отмеренные диетические порции святого имени, а потом искренне удивляемся, что до сих пор не научились летать, и пытаемся упрекнуть в этом, конечно же, Шрилу Прабхупаду или его учеников.
Время не ждет. Смерть может прийти в любой момент. Она гораздо ближе, чем нам кажется. Это чувство неотложности должно двигать нами, когда мы беремся за четки. «Харинама откроет все своему искреннему слуге! Служи ему день и ночь. Лень, апатия, безразличие, безверие – все это результат оскорблений, порожденных асат-сангой. Единственная по-настоящему важная вещь в этом мире – это мое отношение к Имени Кришны, к Шримад-Бхагаватам, к духовному учителю, к вайшнавам. Все остальное перечеркнет смерть».
Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами