ИМЯБОЖЦЫ НА АФОНЕ Евангелие от Иоанна начинается с утверждения: «Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Богом». На основании этого одного утверждения возникла огромная школа в православном христианстве — исихастов, или имябожцев. Они утверждали именно это, что имя Бога и Бог неотличны друг от друга. В свое время в Русской православной церкви произошел огромный скандал. Само это событие иллюстрирует то, как люди, не понимая каких-то фундаментальных основ философии, начинают странные вещи делать. Скандал этот начался с того, что некий инок, монах, удалившийся в горы и посвятивший себя практике повторения святого имени, — того что делаем мы, — написал книгу «На горах Кавказа». И в этой книге он буквально утверждал, на основании своего опыта, что имя Бога неотлично от Самого Бога. Не просто теоретически. Повторяя имя Бога, он соприкоснулся с Богом, он почувствовал Бога, он ощутил Его влияние на себе и он понял самого себя. Это тот самый процесс, которому мы следуем. И эта книга вначале была безмерно популярна, она была опубликована где-то в 1904 году, что-то около этого. Она выдержала несколько изданий. В 1907 году ее издали тиражом 10 000 экземпляров, что по тем временам был немыслимый тираж. Иначе говоря, она нашла отклик у людей, потому что люди поняли, что в этом есть живой опыт — вот оно! Все ищут Бога, как Его найти? Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе! И человек об этом говорит не теоретически. Люди понимают, что за этим стоит конкретный духовный опыт. Книга эта произвела очень большое впечатление, но сразу же возникла реакция. Что произошло? Русское монашество на Афоне стало с большим энтузиазмом следовать этим представлениям. И по сути дела там произошел раскол – в каких-то монастырях, внутри монастырей, некоторые монастыри целиком пошли по этому пути, другие отказались. И возник раскол, возникла оппозиция этому. Причем она была представлена очень могущественными людьми: Архиепископом Антонием и так далее. Они стали критиковать эту вещь. Они сказали, что это ересь, что это ерунда, что это полная чушь, что не может этого быть. Буквально сегодня утром, думая над тем, что говорить, я послушал двухминутную речь современного богослова, очень знаменитого, Осипова Алексея, православного, очень консервативного человека. И он там за две минуты разгромил это имясловие. Он говорит: «Это ересь! Это чушь! И все эти люди – Флоренский, Булгаков, которые следовали этому, Лосев, они все заблуждаются, потому что Флоренский пишет: "К сожалению, мы поклоняемся Христу, а нужно поклоняться Имени Христа"». То есть до сих пор эти представления вызывают очень разноречивые мнения в христианстве, несмотря на то, что в какой-то момент очень влиятельные философы, такие как Флоренский, Булгаков, писали по этому поводу и доказывали, что это и есть сокровенная доктрина православия: что соприкоснуться с Богом можно через звук Его имени. Что произошло дальше? К Афону причалил большой корабль с солдатами. На этом корабле был архиепископ, который боролся с этой ересью. И первое, что он сделал, он сказал: «Признавайтесь, какой философии вы придерживаетесь?» В то время несколько тысяч монахов жило на Афоне. Кто-то признался, кто-то сказал, что не придерживаюсь этого, кто-то сказал, что я воздерживаюсь, я нейтральную позицию занимаю. Короче говоря, один монастырь восстал, и для того, чтобы его подчинить, солдаты выбивали монахов. В результате 3 человека было убито, около 50 человек получили тяжелые ранения. 833 монаха были помещены на корабль, привезены в Россию, и часть из них была посажена в тюрьму. Если вы думаете, что кришнаиты первые пострадали в России за практики повторения святого имени, то нет. У нас были предшественники. Это трагическая история, когда 800 человек депортируют с Афона, монахов, когда возникает братоубийственная война в результате простой вещи, некоего простого положения о том, что единственный способ, с помощью которого мы реально можем соприкоснуться в грубой материальной реальности с духовной реальностью, — это звук, потому что звук по определению самый тонкий элемент. Эта та самая среда или пограничная среда, через которую можно в конце концов перейти в другую реальностью. © Бхакти Вигьяна Госвами, 📀 «Нама-бхаджан», лекция 2, Ташкент, 04 октября 2019 год #бвгм #bvgm #бхакти_вигьяна_госвами

Теги других блогов: православие исихазм имябожество